Председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным предложил ограничить присутствие федеральных торговых сетей в регионах. Президент ответил, что тему стоит обсудить и выслушать разные точки зрения. Так что же такое торговые сети – проклятие или благо?

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», крупные торговые сети не имеют права открывать новые магазины в регионе, где на их долю уже приходится более 25% всех проданных продовольственных товаров. Однако это ограничивает только монополию конкретных торговых сетей, не препятствуя развитию их конкурентов под другими брендами. Таким образом, доля продаж продуктов через торговые сети вполне может возрасти и до 100% – просто рынок будет поделен между как минимум четырьмя разными сетями.

В Тюменской облдуме считают, что необходимо ввести предельную долю на рынке продовольствия для торговых сетей в целом. Чтобы уже никакая сеть не могла открывать новые магазины в регионе, где ее конкуренты занимают, допустим, 50% рынка. Таким образом, по мнению тюменских депутатов, в торговле останется пространство для малого бизнеса.

Однако этот вопрос очень неоднозначен. В Торгово-промышленной палате действительно подсчитали, что после прихода торговой сети в городе закрывается до 30 местных магазинов. Страдают и местные производители – они могут поставлять мясо или овощи в местные магазины, но сетевики с небольшими поставщиками обычно не работают. Если же местные магазины закрываются из-за прихода сетевиков, то производители теряют рынок сбыта. Наконец, в конкурентной борьбе с федеральными сетями проигрывают региональные сети. Их объемы закупок меньше, а значит – выше цены для потребителей. В результате покупатели уходят к федералам.

В то же время нельзя не признать, что федеральные торговые сети вполне честно выигрывают в конкурентной борьбе. Покупателям всегда будут интересны более низкие цены и широкий выбор. Кроме того, сам формат торговой сети удобнее для покупателя, чем небольшой прилавочный магазин. В итоге наличие в супермаркетов и гипермаркетов известных брендов оказывается свидетельством успешности города. Населенный пункт, где есть только пара прилавочных магазинов, не вызывает оптимизма у людей, подыскивающих место для переезда или для основания бизнеса.

Стоит отметить также, что торговая сеть создает рабочие места. Штат закрывшихся небольших магазинов может состоять из трех-пяти человек, а в гипермаркете работают десятки сотрудников. Кассиры, администраторы, водители, кладовщики, грузчики… Таким образом, работники закрывающихся магазинов не особенно страдают – они могут просто перейти в гипермаркет.

Наконец, малый бизнес после открытия сетевых магазинов тоже имеет пространство для маневра. Бизнесмены переквалифицируются с поставки продовольствия на продажу товаров и оказание услуг, которые не предоставляются гипермаркетами. Обычно гипермаркет не занимает все здание бывшего завода или склада, где решил обосноваться. В здании остаются помещения, которые сдаются малому бизнесу. Это может быть торговля сувенирами, чаем, электронными сигаретами, товарами для животных, определенными видами одежды. Конечно, почти все эти товары можно найти и в соответствующих отделах сетевого магазина – но небольшие лавочки выигрывают за счет богатого ассортимента и увлеченных продавцов (а порой за прилавком стоит сам хозяин бизнеса, который отлично разбирается в своей сфере).

Также любому городу нужны спортивные тренеры, парикмахеры, организаторы детского отдыха, частные медицинские центры, ветеринарные клиники. В общем, малому бизнесу есть где развернуться, помимо продовольственной сферы. Может быть, и хорошо, что федеральные сети вынуждают предпринимателей проявлять фантазию, а не просто продавать хлеб и пиво в подвале многоэтажки.

Гендиректор Института маркетинговых исследований Александр Демидов в беседе с «Российской газетой» заявил, что на самом деле крупные торговые сети занимают в России не такую уж и большую долю рынка. На их долю приходится около 30% продаж продовольствия – в то время как в европейских странах этот показатель может превышать 90%. При этом нельзя сказать, что в Европе малый бизнес забит и страдает.

В свою очередь, вице-президент организации ОПОРА России Владлен Максимов полагает, что проблема малого бизнеса – вовсе не в федеральных сетях. «Знаете, что мешает торговать малому бизнесу? Административное давление в целом, различные схемы, мешающие нестационарной торговле, ограничения торговли подакцизными товарами», – заявил он.

В сухом остатке мы видим только проблемы региональных производителей продовольствия и региональных торговых сетей. Но возможно, эти проблемы следует решать, оказывая им различную поддержку и вырабатывая для них механизмы выживания – а не просто волевым решением избавляя их от слишком успешных конкурентов. Бизнес, избавленный от конкурентов, может остаться на плаву – но у него очень мало шансов стать успешным и процветающим.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.